Галина Мальцева
Семья Снеговикóвых была слеплена в начале зимы в один день. Но возраст у всех снеговиков получился разный.
Снегодеду и Снегобабе было лет по сто. Не меньше! Их скатали из снега, который выпал из мудрой вековой тучи.
Снегомама и Снегопапа получились нестарыми и немолодыми, потому что снег, из которого слепили их, выпал из обычной взрослой тучи.
А близнецы снеговята Снегомаша и Снегомиша были сделаны из самого юного звонкого снега. Он выпал из детской тучки. Выглядели снеговята, как обычные дети. Только с белоснежными волосами, голубыми, как лёд, глазами и без румянца на лицах.
Снеговиковы бродили по двору, придумывая себе какое-нибудь занятие, или просто стояли, глядя по сторонам. Но больше всего им нравилось длинными вечерами смотреть в светящиеся окна домов и наблюдать за людьми. Люди ужинали, разговаривали друг с другом, читали книги, смотрели телевизор, а иногда даже танцевали.
— У людей жизнь интересней, чем у снеговиков! — сказал однажды Снегодед.
— А давайте построим посреди нашего двора дом из снега и льда. И заживём как люди! — предложила Снегобаба.
— Давайте! — согласились все Снеговиковы.
Всего за одну ночь они выстроили большой снежный дом с ледяной мебелью и посудой. И даже успели прилечь перед рассветом на снежные перины и поспать пару часов.
А утром Снегомама проснулась раньше всех и разбудила снеговят в школу. Снегомиша и Снегомаша умылись самым чистым снегом, взяли снежные портфели и отправились в обычную школу. В первый класс.
На прощание Снегомама им сказала: «В школе ведите себя по-человечески! И постарайтесь запомнить всё, что учителя будут рассказывать на уроках! А если станет жарко, съешьте мороженое. Я его сама приготовила и в портфели вам положила».
Снеговята пообещали выполнить мамины наставления и радостно отправились учиться. В то утро у ребят из 1«А» класса первым уроком была физкультура. На лыжах.
Снегомаша и Снегомиша оставили в школьной раздевалке портфели, надели лыжи и покатили вокруг школьного двора вместе с остальными учениками. Едут, палками отталкиваются, и ребят обгоняют.
Так снеговята быстрее всех учеников пять кругов сделали. И учитель физкультуры Спортислав Атлетович стал Снеговиковых в классном журнале искать, чтобы пятёрки им поставить. Искал, искал, но так и не нашёл, потому что Снегомаши и Снегомиши там просто не было!
— Вы что новенькие?! — спросил он, долистав до конца журнал.
— Ага! — ответила Снегомаша.
— Угу! — ответил Снегомиша.
— Из другой школы, что ли, перевелись?
— Нет, мы из дома пришли! — сказал Снегомиша.
— Ааа, надомное обучение значит! — закивал Спортислав Атлетович. — Как ни странно, подготовка по физкультуре у вас прекрасная!
— Ага! — ответила Снегомаша.
— Угу! — ответил Снегомиша. — Это потому, что мы с папой во дворе учились на лыжах бегать.
— Когда кто-то в сугробе лыжи забыл, — добавила Снегомаша.
Учитель вписал в классный журнал Снегомашу и Снегомишу Снеговиковых и поставил им по пятёрке с плюсом.
А тут и остальные ученики проехали пять кругов. Все они раскраснелись от катания. И только Снеговиковы среди одноклассников смотрелись бледными, будто мороз на них не действовал вовсе.
Спортивлав Атлетович выставил всем оценки за урок, и 1«А» класс отправился в школу на урок математики.
Директриса школы Мальвина Карловна встретила учеников на первом этаже рядом с раздевалкой. Она была одета в меховую шапку и длинную шубу.
— Мальвина Карловна, вы, что… замёрзли, что ли? – спросил Денис Рыбкин.
— Замёрзла, Рыбкин, вот именно! — ответила она. — Представляете, ребята, сегодня в школе отключили отопление! На тепловой станции какая-то авария случилась! Но в ближайшее время обещали всё починить… Так что вы пока куртки и шапки не снимайте. Будете заниматься в верхней одежде. Вашу учительницу Анфису Барбарисовну я предупредила.
И 1«А» понёсся в класс не раздеваясь. Снеговиковы радостно бежали вместе со всеми, с любопытством поглядывая по сторонам. Ведь они были в школе первый раз!
В кабинете оказалось довольно прохладно. Анфиса Барбарисовна куталась в длинную вязаную шаль, как гусеница в кокон, и шмыгала покрасневшим от холода носом. Прозвенел звонок на урок, и все ребята расселись на свои места, кроме Снегомаши и Снегомиши.
— Вы новенькие? — спросила учительница.
Снеговиковы кивнули.
— Брат и сестра?
Снеговиковы кивнули ещё раз.
— Близнецы?
Снеговиковы кивнули в третий раз, а сами с интересом разглядывали школьный кабинет, парты и доску.
А Анфиса Барбарисовна с интересом разглядывала Снеговиковых сквозь толстые стёкла очков. Потом она открыла журнал и увидела вписанные Спортиславом Атлетовичем имена новых учеников и их зимнюю фамилию.
— СНЕ-ГО-ВИ-КОВЫ! — медленно произнесла Анфиса Барбарисовна.
— Это мы! — сказали Снегомиша и Снегомаша.
— Ну, раз вы брат и сестра, будете сидеть вместе за последней партой. — сказала учительница. — Кстати… А вы считать умеете?
— Умеем! — ответили близнецы.
— А числа складывать пробовали?.. Ну-ка, идите к доске, сейчас проверим!
Снегомаша и Снегомиша вышли к доске.
Учительница нарисовала мелом два яблока, поставила крестик, нарисовала ещё два яблока, поставила две чёрточки и спросила:
— К двум яблокам прибавить ещё два яблока, сколько будет?
— А мы яблоки ещё не пробовали считать! — призналась Снегомаша. — Они у нас во дворе не растут!
— А что вы пробовали считать?
— Вечерами мы считали звёзды на небе, те, что видно невооружённым глазом, — сказала Снегомаша.
— Каким глазом? — удивлённо переспросила учительница и поправила на носу очки.
— Невооружённым. Это значит, без телескопа и подзорной трубы! — сказала Снегомаша.
— А ещё мы любим считать снежинки, — признался Снегомиша. – И знаем, сколько сегодня снежинок выпало!
— И сколько же?! — недоверчиво спросила Анфиса Барбарисовна.
— Из первой утренней тучи — сто миллиардов две снежинки, — сказала Снегомаша.
— А из второй тучи — двести миллиардов пять снежинок, – добавил Снегомиша. — А из третьей тучи снежинки до сих пор сыплются!
— Что вы мне голову морочите! — нахмурилась учительница.
— Вовсе не морочим, мы, когда в школу шли, быстренько сосчитали… — сказала Снегомаша.
— Быстренько?.. — переспросила Анфиса Барбарисовна. — Я хочу, чтобы вы крепко запомнили: я не люблю врунов!
— А мы никогда не врём! — признались Снеговиковы.
— Ладно, садитесь. Всё равно подсчёты ваши проверить нельзя!
— Почему нельзя? — удивился Снегомиша. — Вы можете спросить у нашей бабушки. Она тоже очень любит считать по утрам снежинки!
— Там видно будет! Может, и спрошу… — немного растерявшись, сказала учительница. — Садитесь-ка лучше за первую парту. Чтобы на виду у меня всё время были! А Рыбкин и Семечкина пересядут за последнюю.
Снеговиковы сели за первую парту. А Анфиса Барбарисовна стала объяснять, как к двум яблокам прибавить ещё два, как к трём апельсинам прибавить ещё три, как к четырём зайчикам прибавить ещё четыре, а к пяти белочкам ещё пять…
Прозвенел звонок. Урок математики закончился, и Анфиса Барбарисовна вышла из класса.
— Снегомиш! — радостно сказала Снегомаша. – Мы сегодня многому научились! Раньше мы с тобой не знали, что можно считать яблоки, апельсины, белочек и зайчиков! А теперь знаем!
— Дааа! — протянул Снегомиша.
Ребята окружили новеньких, чтобы познакомиться.
— Меня зовут Катя! — представилась курносая девочка с косичками. — А вы, правда, близнецы?
— Правда! — ответили Снегомаша и Снегомиша.
— Вот здорово! – сказал Максим. — А у меня тоже есть сестра, но она ещё совсем маленькая!
— Я бы тоже хотела иметь брата-близнеца! — с завистью вздохнула Алка Семечкина. — Он бы меня защищал и уроки за меня делал!
— А у меня есть щенок! — вдруг сказал Виталик Барбосов. — Он длинный-предлинный! Потому что он такса!
— А мы с братом тоже хотим собаку и кошку!.. — призналась Снегомаша. — И родители обещали, что подарят нам их после следующего большого снегопада!
— И если мы вести себя хорошо будем! — добавил Снегомиша.
— Родители всегда так говорят, потому что боятся плохого поведения! — сказал Игорёк.
— Собаку обещали… Да ещё и кошку! Везёт же! — завистливо протянула Алка.
Тут снова прозвенел звонок. И все расселись по местам. Учительница раздала ученикам прописи, и ребята стали выводить в них палочки и крючочки.
— А вы уже писали палочки и крючочки? — спросила она у Снеговиковых.
— Палочками мы писали! — сказал Снегомиша. — По утрам на заснеженных дорожках, пока по ним ещё никто не прошел!
— А крючочками пока нет! — сказала Снегомаша. — Нас мама писать научила. И слова. И предложения…
— Тогда идите к доске, возьмите мел и напишите что-нибудь, — предложила учительница.
Снегомаша и Снегомиша вышли к доске, взяли по кусочку мела и написали стихотворение:
Снежный обед
Снегобаба Снегодеду
Снежных блинчиков к обеду
Напекла, а также пышек,
И нажарила ледышек.
А ещё сварила суп
Из обычных снежных круп,
Из наваристой сосульки
Студень сделала в кастрюльке.
Получился снежный пир!
А в конце десерт — пломбир!
— Что это? — спросила Анфиса Барбарисовна и от удивления даже очки сняла.
— Стихи! — ответила Снегомаша.
— Мы их сами придумали! — добавил Снегомиша.
— Да-а-а, необычные вы дети! А кто вас научил сочинять стихи?
— Наша мама! — сказала Снегомаша. — Она сама стихи сочиняет и нас научила.
— Ладно, садитесь!.. И пишите в прописях, как все, палочки и крючочки… — немного смутившись, сказала Анфиса Барбарисовна.
Все ученики писали медленно, потому что замёрзшие пальцы плохо их слушались. А Снегомаша и Снегомиша к концу урока исписали прописи от начала и до конца и положили на стол учительнице.
На большой перемене ребята вскочили со своих мест и дружно побежали в столовую завтракать. Снегомаша и Снегомиша побежали вместе со всеми.
Из-за того, что отопление не работало, учеников ждал совсем ледяной завтрак. А холодную манную кашу и какао никто из ребят, конечно же, терпеть не мог! Они пошлёпали кашу ложками, отхлебнули по глоточку какао, съели бутерброды с сыром и пошли обратно в класс. И только Снегомаша и Снегомиша с удовольствием уплетали кашу и запивали её какао.
Школьный повар тётя Зина очень переживала, что завтрак так быстро остыл и ребята почти ничего не съели. Но когда увидела, с каким аппетитом едят Снеговиковы, расплылась в улыбке.
— Вам и каша, и какао сегодня понравились? — спросила она.
— Очень! — ответили Снегомаша и Снегомиша и попросили добавки.
После завтрака снеговята вернулись в класс и заметили, что там стало ещё холоднее! Цветы на подоконниках покрылись инеем. Борода и брови на портрете писателя Льва Николаевича Толстого совсем побелели. Все одноклассники Снеговиковых надели варежки. А Анфиса Барбарисовна куталась уже в две вязаные шали и всё чаще тёрла замёрзший нос.
Но ученики не унывали, им было даже интересно заниматься в куртках, шапках и варежках. И только Снегомише и Снегомаше в холодном классе было комфортнее всех.
— На следующем уроке вам нужно будет придумать и сделать поделку из одной или нескольких шишек, – сказала Анфиса Барбарисовна и достала из шкафа большую корзинку с еловыми шишками. — А ещё я раздам вам пластилин.
Каждый из учеников взял одну или две шишки. Кто-то стал делать человечка, кто-то — собачку, кто-то — белочку…
Снеговиковы подошли к корзинке последними. Они выложили оставшиеся шишки на свою парту и тоже начали что-то мастерить.
На перемене Анфиса Барбарисовна устроила выставку поделок, и ребята стали смотреть у кого, что получилось.
Снегомаша и Снегомиша смастерили из шишек самокат. Они проехали на нём по кабинету и разрешили прокатиться всем одноклассникам.
— Погодите-погодите! — воскликнула Анфиса Барбарисовна, протирая заледеневшие очки. — И как это у вас получилось? Дайте-ка, я посмотрю!
Она покрутила в руках самокат и даже проехала на нём между рядами.
— Жаль, времени было мало! — вздохнул Снегомиша. — А то бы мы автомобиль из шишек успели собрать!
— Как автомобиль?! — удивилась Анфиса Барбарисовна.
— Так, автомобиль! — сказали близнецы.
— Нас дедушка конструировать учил, — призналась Снегомаша.
— Да-а-а! Необычные вы дети! Я это сразу поняла, когда вы только в класс зашли! — покачала головой Анфиса Барбарисовна и поставила Снеговиковым по пятёрке с плюсом.
Прозвенел звонок на урок, и ребята расселись по местам.
— На последнем уроке я расскажу вам про снег и лёд, — сказала Анфиса Барбарисовна.
На её столе стоял графин с водой. Точнее не с водой, а со льдом. Учительница подняла графин, перевернула кверху донышком и поставила обратно.
— Замёрз раньше времени! — со вздохом сказала она. – А я хотела графин за окошко выставить и понаблюдать, как вода в лёд превращаться будет…
— Не расстраивайтесь, Анфиса Барбарисовна! — хором сказали ребята.
— Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать про снег и лёд? — спросила учительница.
— Мы хотим рассказать! — дружно вызвались Снегомаша и Снегомиша.
— Ну, идите, рассказывайте!
И Снеговиковы вышли к доске.
— Облака состоят из маленьких капель воды, — начала Снегомаша. — Когда температура снижается, капли замерзают и превращаются в кристаллики льда. Это и есть снег. Поэтому из облаков иногда идёт дождь, а иногда — снег.
— Замерзает вода при температуре ноль градусов по Цельсию, — добавил Снегомиша. — И у нас в классе сейчас как раз ноль градусов.
— А это вы откуда знаете? — спросила Анфиса Барбарисовна.
— Мы чувствуем! — ответила Снегомаша.
— Ага, чувствуем! — подтвердил Снегомиша.
— Не устаю на вас удивляться! — недоверчиво сказала учительница. — А откуда вы про облака и про снег узнали? Бабушка рассказала?
— Нет! — ответили Снеговиковы.
— Дедушка?
— Нет!
— Родители?
— Нет! Мы сами видели, как вода в снежинки превращается, когда в облаках путешествовали! — сказал Снегомиша.
— Давным-давно в раннем детстве, — добавила Снегомаша.
— Это хорошо, конечно, что вас родители в путешествия берут, — сказала Анфиса Барбарисовна. — Необычные вы всё-таки дети!.. Никак не пойму, что в вас не так. Но меня всё время что-то настораживает!.. Ладно, садитесь!
Снеговиковы сели за парту, а Анфиса Барбарисовна стала рассказывать ученикам про Северный и Южный полюса, про заснеженные горные вершины и про айсберги, которые плавают в холодных морях.
Прозвенел звонок. Последний урок закончился, и одноклассники окружили Снеговиковых.
— Значит, вы и в облаках побывали! — сказала с удивлением Катя.
— И считать до миллиарда умеете! — добавил Игорёк.
— И даже стихи сочиняете! — снова позавидовала Алка Семечкина.
— И самокат из шишек собрали! — добавил Виталик.
— Может, вы вундеркинды? — спросил Денис Рыбкин.
— Нет! — ответили Снеговиковы и первый раз в жизни порозовели от смущения. — Мы обыкновенные!.. Обыкновенные снежные дети.