Ольга Макарова
«Дети, сегодня День Космонавтики. В этот день человек, наш соотечественник, впервые отправился в космос!» — радостно сообщила учительница, пытаясь захватить внимание каждой звёздочки, которая ещё минуту назад бороздила пространство школьных коридоров.
Внимание детей было рассеянно, мыслями они были совсем в других галактиках.
Тема урока напомнила Пете об увлекательном фильме, который они смотрели с отцом накануне. Мальчик почувствовал острое желание немедленно рассказать самые яркие эпизоды соседу по парте и не стал откладывать важное дело на потом.
— Тима, ты смотрел кино «Звёздные войны»?
Тимофей недолюбливал Петю. За что его любить: соображает туго, дерётся постоянно, на уроке ничего не делает. Самое неприятное — ему, Тиме, как отличнику, поручали почётное дело: объяснять непонятливому соседу материал. Причём, приходилось сидеть с ним на переменах, когда, между прочим, положено отдыхать, например, бегать.
«Опять пристал», — подумал Тимофей, раздражаясь.
— Какие ещё «Звёздные Войны»? Слушай урок!
Но Пете было уже не до урока, перед глазами стояли Сидхи и Джедаи, их лазерные мечи, горевшие зелёными, синими и красными огнями. Несмотря на явное нежелание Тимы слушать, Петя начал было рассказывать о космических сражениях, но сосед отмахнулся от него, как от назойливой мухи. Тогда Петя дал волю фантазии, забыв о несговорчивом товарище и учительнице, которая всё продолжала говорить о далёких и непонятных материях.
Мальчик уже представлял себя не самым маленьким и отстающим в классе, а мужественным Джедаем, сражающимся на стороне добра. Воином со светящимся мечом, который вот-вот одержит победу в жестокой схватке. Как раз в самый разгар битвы его противник вдруг крикнул: «Пётр, отвечай!» — и больно ткнул мечом в бок.
Оказалось, что это Тимка тряс его за руку и шипел: «Проснись, Лунатик, тебя спрашивают».
«Э-э, да», — невпопад ответил Петя. Все засмеялись. Над ним постоянно смеялись. Обзывались и обидно подшучивали. А он дрался с обидчиками, не давал им спуску, как учил отец.
Учительница улыбнулась, затем перевела взгляд на Тимофея и сочувственно покачала головой:
— Придётся тебе остаться с Петей на перемене.
Тимка даже подскочил от досады:
— Нет! Я не собираюсь с ним сидеть! Пусть сам разбирается!
Учительница окатила Тимофея холодом осуждения, но мальчик решительно не хотел жертвовать любимой переменой ради обучения бестолкового товарища.
Петя приуныл. Во-первых, он не досмотрел развязку боя и не успел насладиться победой. Во-вторых, настрой класса не предвещал ничего хорошего. Опять будут издеваться…
После звонка волна детей хлынула из класса в рекреацию. Мальчики затеяли догонялки, Пете захотелось со всеми. Тимка покосился на соседа- недотёпу, и в голове у него созрела весёлая забава. Тим начал втихомолку подговаривать друзей, чтобы те охотились только за Петей, легонько толкали его и кричали: «Лунатик». Идея всем понравилась. Когда Тим шептал на ухо очередному заговорщику план действий, глаза вновь посвящённого загорались в предвкушении потехи.
Игра началась. Мальчишки, давясь от смеха, наскакивали на Петю и обзывались. Всем было весело, кроме «главного героя», на которого так и сыпались неприятные знаки внимания. Довольно быстро Петя понял, что бегают исключительно за ним, смеются над ним пятеро против одного.
Обида комом застряла в горле, ведь он им ничего не сделал, просто хотел поиграть вместе. Только бы не заплакать. Уж лучше отомстить обидчикам. Нет, он не станет терпеть насмешки, врежет им хорошенько, как учил папа, даст сдачи. Правда на его стороне, они первые начали.
Петя не дал очередному подбежавшему однокласснику даже открыть рот. Не дожидаясь оскорбительных слов, сразу пнул задиру ногой. Мальчик на секунду замер от удивления, но посмотрев на раскрасневшегося сжимающего кулаки Петю, решил не ввязываться в драку. Он отступил на несколько шагов и выкрикнул:
— Парни, Петя бешеный! Не будем с ним играть!
— Ну и пусть, я сам с вами играть не хочу! — прокричал вслед Петя, но все уже отвернулись.
Больше за Петей никто не бегал. Мальчики делали вид, что его нет.
Петя подходил то к одной, то к другой группе детей, пытаясь присоединиться к компаниям, но разговоры замолкали, а игры прекращались. Тогда мальчик уныло поплёлся в класс, хотя звонок на урок ещё не прозвенел.
В классе стояла оглушительная тишина. Учительница проверяла тетради. Она вопросительно посмотрела на вошедшего мальчика, предупредила его, что бегать и кричать здесь нельзя, и вернулась к своей работе. Кроме учительницы в классе был только один одноклассник Пети — Егор. Он тихонько сидел за партой и читал книжку.
Петя считал чтение скучным неинтересным занятием, ему было удивительно, что можно любить читать на перемене, когда не заставляют, поэтому Егор казался ему чудаком. Однако Егор никогда не дразнил его заодно с другими ребятами, выглядел миролюбиво и всегда был готов спокойно выслушать. Читающий мальчик напомнил Пете героя из «Звёздных Войн» Мастера Йода, и Пете захотелось рассказать ему о вредных мальчишках. Петя присел рядом и завёл разговор издалека:
— Егор, а ты смотрел «Звёздные войны»?
Все, кому Петя задавал этот вопрос, отрицательно качали головой, но оказалось, что Егор видел этот фильм. Петя обрадовался и продолжил с ещё большим воодушевлением:
— Ты похож на мастера Йода!
— Такой же маленький, зелёный и с большими ушами? — с сомнением переспросил Егор.
— Нет, конечно, просто умный, даёшь хорошие советы, — слегка смутился Петя.
— Тебе нужен совет? — догадался смышлёный Егор.
Рассказывать о том, что тебя дразнят, не очень приятно. Совсем не так, как если бы тебя похвалили, или ты победил в конкурсе, выиграл соревнования. Нечем тут гордиться, даже как-то стыдно, хоть ты и не сделал ничего плохого. Как будто ты слабый или неудачник.
Петя замялся, стоит ли обсуждать досадное происшествие или замолчать, будто ничего не случилось. Тема про космос или «Звёздные войны» куда безопаснее. Можно и не говорить… но не думать, не вспоминать, как толкали и обзывали, не получалось. Мастер Йода, то есть Егор, терпеливо и понимающе ждал. Видя интерес и спокойствие мальчика, Петя решил довериться и выпалил без всяких предисловий:
— Почему именно меня? За что они меня всегда дразнят?!
— Погоди, расскажи по порядку, кто дразнит, что случилось? — Егор отложил книгу в сторону и весь превратился в большой слух.
— Тима и все мальчишки. Не играют со мной, обзываются… — Петя рассказал про обидные догонялки, и как он хотел в отместку устроить драку.
Егор понимающе кивал головой, пока расстроенный одноклассник углублялся в детали, а потом спросил:
— Удалось отомстить? Им стало стыдно, они сразу поняли, что вели себя плохо, и обещали больше так не делать? — вопрос явно был с подковыркой.
— Они не стали драться, и вообще нисколько не расстроились, к тому же, не захотели играть со мной больше, а это ещё хуже. Скучно, когда с тобой не играют. Что мне делать? — Петя совсем загрустил.
— Значит, драться не помогает, — подвёл итог Егор.
— Они же задираются, обидеть хотят. Я должен за себя постоять, — Петя начинал злиться, стоило ему только заговорить об обидчиках. Вот и сейчас мальчик покраснел и сжал кулаки.
— Понятно, они нарушают твои границы и проверяют, как ты будешь отвечать, — рассуждал Егор.
Петя нахмурился и выпалил:
— Вот я и отвечаю, потому что они переходят все границы! Не отвечать, что ли? Как будто им всё можно… — последние слова Петя практически прокричал.
Учительница подняла голову от тетрадок и сделала замечание: «Тише, мальчики. В классе нельзя кричать. Выходите в коридор».
Егор продолжил шёпотом, наклонившись к Пете:
— Нет, им нельзя. Но ты отвечаешь слишком бурно. Сразу выходишь из себя, бесишься, теряешь контроль. Даже сейчас разозлился.
— Потому что они достали! Кто угодно разозлится! Не радоваться же, — буркнул Петя.
— Согласен, ничего приятного нет, и они не правы, но у тебя есть выбор ответной стратегии. Когда дерёшься, это не работает. Все сразу думают, ты псих: они на тебя словами, а ты на них кулаками. Еще и поругать за драку могут, тебя обвинить. Отвечай словами: как будто их слова от тебя отскочили и к ним вернулись, как об стенку горох, — наставлял Егор.
— В том то и дело, что не отскакивают, а прилипают их слова, задевают больно, — признался Петя.
— Вот в чём дело. А что, они правду говорят про тебя? — Егор смотрел на Петю с вызовом.
Петя возмутился:
— Нет, конечно!
— Если ты уверен, что это неправда, и обидные слова с тобой ничего общего не имеют, почему тогда задевают? — продолжал своё Егор.
Петя только отмахнулся.
Прозвенел звонок. Дети вернулись в класс и сели на места.
Учительница предложила ребятам поиграть в увлекательную игру: «Представьте себе, что мы летим на большом космическом корабле. Мы одна команда, экипаж ракеты. Прежде, чем отправиться в путешествие, мы проходили строгий отбор и долго готовились к полёту. Нам необходимо выполнить важное задание в космическом пространстве. Работа трудная, и мы справимся, только если будем действовать сообща, причём, каждому поручается свой кусочек общего дела, такой, в котором он успешнее всего. Подумайте о сильных качествах своего соседа по парте, какую работу стоило бы доверить ему? Помните, что каждый космонавт очень важен, и мы должны использовать его способности».
Тимофей оценивающе посмотрел на Петю, подумав, что не взял бы его в Космос. Петя, словно прочитав мысли соседа, заранее готовый к обороне, напрягся, покраснел и сжал кулаки. «Решительный, — пришло в голову Тиме, — может без промедления сразиться с любым враждебно настроенным инопланетянином».
Петя тоже внимательно изучал товарища, вспоминал, как он действует в разных ситуациях, и сделал вывод, что мальчик умеет командовать, убеждать других. Из Тимофея вышел бы хороший капитан, ребята его слушаются.
Когда все были готовы назвать сильные стороны своих одноклассников, каждый выступил, и учительница составила список детей, присвоив им соответствующую должность в экипаже. Тимофею досталась роль капитана, Петру присудили звание министра обороны, а Егор стал главным консультантам по различным спорным вопросам.
После урока учительница подошла к Пете, улыбнулась и сказала: «Я тоже иногда могу быть мастером Йода».
Игра детям очень понравилась. На перемене они уже успешно летели в космос с важной миссией. Не обошлось и без сражения с инопланетянами, в котором Петр показал себя настоящим Джедаем. За инопланетян играли ребята из соседнего класса. Они, правда, были с этим не согласны, весьма активно сопротивлялись, и бой вышел динамичным. Благодаря дипломатии Егора, с инопланетянами удалось наладить выгодное сотрудничество. Дети остались довольны собой и друг другом. Капитан Тимофей всех похвалил за отличную работу. Никто не обзывался. Гораздо приятнее было чувствовать себя дружной командой.