Виталик сидел в школе и задумчиво смотрел в окно. Прозвенел звонок, и начался урок рисования. Юрий Сергеевич, не спеша, вошёл в класс и объявил: «Сегодня мы с вами будем рисовать тигра».
«Почему именно тигра?» — Виталик поёрзал на стуле. Время шло, урок подходил к концу, а Виталик всё сидел над чистым листом бумаги. В конце урока Юрий Сергеевич начал собирать рисунки ребят. Дойдя до парты Виталика, он остановился.
— А ты почему не нарисовал? — спросил учитель.
— Я не могу по памяти, — ответил Виталик, — мне бы его с натуры срисовать. Вот был бы здесь тигр — тогда другое дело.
Ребята засмеялись, а Юрий Сергеевич задумчиво произнёс:
— С натуры, говоришь? Ну что же, ладно…
Он быстро вернулся к учительскому столу и объявил:
— Завтра вы не учитесь, и мы всем классом едем в зоопарк.
Он взглянул на Виталика и добавил:
— Будем рисовать тигра с натуры. Урок окончен.
Медленно идя домой, Виталик думал: «Надо же, какой хитрый у нас учитель».
На следующий день весь класс приехал в зоопарк. В зоопарке оказалась не одна, а целых три клетки с тиграми. Ребята сели на скамеечки вокруг клеток и стали рисовать. Один Виталик всё ходил и ходил вокруг.
Юрий Сергеевич подошёл к мальчику:
— Ну что? Вот тигры, как ты хотел, почему же ты не рисуешь?
Виталик показал рукой на клетку, по которой из угла в угол ходил тигр.
— Он же всё время ходит по клетке. Ни минуты не сидит на месте.
Как можно работать в таких условиях?
— А ты вон того нарисуй, — Юрий Сергеевич показал на соседнюю клетку, — он всё время лежит и даже не двигается.
Виталик подошёл к клетке, осмотрел со всех сторон тигра и подвёл итог:
— Нет, этого нарисовать просто невозможно.
— Почему? — удивился учитель.
— Вы посмотрите, как он лежит, — возмущался Виталик, — головы совсем не видно, отвернулся к стене. Как его можно нарисовать, когда его даже рассмотреть невозможно.
— Ну, хорошо, — учитель повел мальчика к соседней клетке с полосатым хищником. — Рисуй этого, этот и не бегает, и лежит удобно, его очень хорошо видно.
Виталик внимательно посмотрел на тигра и сказал:
— Нет, этого не буду!
— Почему? — не понял учитель.
— Он слишком старый и некрасивый. И вообще мне он не нравится.
Учитель глянул на тигра, потом на Виталика и сказал:
— За этот урок я ставлю тебе двойку.
— За что? — возмутился Виталик, разве я виноват, что обстоятельства так сложились. Вы же видели, я очень хотел его нарисовать. Но обстоятельства сильней меня.
— Тут не обстоятельства виноваты, а твоя лень. Тебе не хочется работать, вот ты и придумываешь себе оправдания. А обстоятельства тут ни при чём.
Учитель ушёл.
Виталик зло глянул на клетки с хищниками, погрозил всем трём тиграм кулаком и прошипел:
— А всё из-за вас, полосатые. Понаехали тут из своих джунглей. И чего вам там не сиделось. А я тут из-за вас двойки получаю.
Эх!..
Ростов-на-Дону, Россия