Ольга Замятина
Ох, как Стёпа хотел в школу. Всеми своими лапами и иголками. Он даже составлял слово «школа» из палок, шишек и червяков. Червяки сначала были против, но потом смирились, все-таки ёжик был будущим первоклассником, ему нужно было учиться писать.
Когда мама-ежиха принесла сыну новые ботинки и портфель, Стёпка сначала даже говорить не мог (так бывает при очень большой радости). А потом он положил ботинки в портфель, а портфель под одеяло и лег рядом.
– Сынок, еще день, – удивилась мама.
– Ничего, – вздохнул довольный ёжик, – мы спать не будем, просто полежим рядышком, я и мой портфель. Я пока ни с кем не готов его делить. Может, вечером!
Но вечером, когда пришлось идти ужинать, Стёпа не только не вытащил портфель из-под одеяла, он еще подушкой его сверху прикрыл. На всякий случай.
На следующий день мама отправила ёжика собирать цветы для учительницы, и Стёпа ушел на дальний пруд. Ему нужны были желтые кувшинки, которые росли только там.
– Стёпка, что ж ты так долго? – спросила его мама, когда он вернулся.
– Я же в школу иду, – удивился ёжик, – цветы должны быть первоклассные!
Когда наступил вечер, Стёпа уже ни сидеть, ни стоять не мог, он все время бегал по норке. Сначала проверил, собран ли портфель. «Две ручки из перьев, карандаш из березовой веточки, – бормотал он, – тетрадка из кленовых листьев, яблоко». Потом ёжик побежал искать ботинки: «А вдруг соседский бельчонок их себе забрал? Ему тоже завтра в школу!» Но портфель оказался собран, а ботинки стояли на своем месте, на коврике у круглой входной двери.
– Сынок, спать пора, – папа-ёж погладил Стёпу по голове, – завтра у тебя важный день.
– А цветы мои, – ёжик испуганно посмотрел на папу, – не завянут?
– Не завянут, – улыбнулся ёж, – мама их в воду поставила.
Стёпа залез в шуршащую лиственную постель, но снова выскочил:
– Мы точно не проспим школу? Я не хочу опоздать!
– Не волнуйся, нас солнышко разбудит, – и папа уложил его обратно.
Но Стёпа никак не мог заснуть, лежал и улыбался, представляя, как будет ходить в новых ботинках в школу, нести в портфеле учебники и дневник, а в дневнике – конечно, пятерки. Как он встретится с друзьями у школы и побежит в класс. А там учительница будет ждать их с чем-то интересным, задачкой или стихотворением.
И вот он уже на уроке и хочет рассказать стихотворение, но его не спрашивают, но наконец он слышит громкое: «Стёпа, Стёпочка!»
И тут он проснулся и понял, что все это ему приснилось. Рядом стояла мама, он лежал в своей постели, а это значит… что ему пора в школу! По-настоящему!
Стёпка вскочил, через две минуты он был одет, через три – умыт, через пять – проглотил свой грибной завтрак, а через семь – тянул за лапы маму и папу, которые почему-то еще не были готовы.
– Стёпа, рано совсем, – зевал папа, – я даже «Лесную газету» не прочитал.
– А у меня прическа не готова, – жаловалась мама, украшая свои иголки ромашками.
– Но, папа, ты и так самый умный на свете! – удивился ёжик. – А ты, мама, самая красивая.
Тогда родители заулыбались, а Стёпа снова потащил их к выходу.
– Ладно, – вздохнул папа-ёж.
– Что поделать?.. – покачала головой мама-ежиха.
Когда они добрались до лесной опушки, где была школа, оказалось, что они пришли самыми первыми. Мама принялась собирать цветы, чтоб закончить прическу, а папа снял со спины газету, теперь всю дырявую от иголок, и стал читать.
Вскоре на опушке появилась семья зайцев.
– Стёпка! – закричал зайчик и бросился к другу.
– Димка! – ёжик побежал к нему навстречу.
Их родители посмотрели друг на друга с пониманием. Зайцу и зайчихе нетерпеливый сын, похоже, тоже не дал спокойно провести утро, потому что заяц грыз на ходу морковку, а зайчиха принялась за утреннюю зарядку сразу, как добралась до опушки.
Стёпа и Дима наперебой делились новостями, так, будто не гуляли вчера утром вместе у озера.
– Я кувшинок набрал, – хвастался ёжик.
– А я сделал букет «Радуга», – показал зайчик охапку полевых растений, – смотри, тут все семь цветов.
И они побежали исследовать опушку, на которой были расставлены камушки-парты, камушки-стулья и огромный камень – доска. Как здорово было все это изучать, пока не пришли другие ученики.
– Весь класс наш, – прошептал Дима.
– Значит, можно играть в школу, – взвизгнул счастливый Стёпа, – чур, я – учитель.
– Позвольте все-таки учителем остаться мне, – раздалось рядом с ними. Ёжик и зайчик подняли головы, рядом с ними стояла медведица. Она была большая, в очках и приветливо им улыбалась:
– Меня зовут Анна Пална, я буду вашим классным руководителем, – проговорила она очень уютным голосом, – договорились?
Они кивнули, уселись у ее ног и стали наблюдать, как медведица вытирает серым мхом большой камень-доску, а потом что-то пишет на нем кусочком мела.
Вскоре опушка была полным-полна. Бельчонок и волчонок, совенок и мышонок, лисенок и бобренок. Всего набралось целых шестнадцать первоклассников. И с каждым пришли мама и папа, с белочкой к тому же бабушка-белка, а с бобренком – дедушка-бобер.
– Дорогие родители, – сказала Анна Пална, – у нас начинается первый учебный день. Когда он закончится, малыши сами вернутся домой.
Счастливые мамы и папы махали лапами своим первоклассникам и расходились по домам, дети помчались занимать места в лесном классе. Быстрее всех бежал Стёпа, уж очень ему хотелось поскорее сесть на свой камушек.
Вскоре ёж и ежиха зашли домой.
– Ну вот, – папа-ёж потер передние лапки, – теперь можно и позавтракать спокойно.
Ежиха засмеялась:
– Думаю, пара часов у нас есть. А вот потом будем долго-долго слушать рассказы о первом школьном…
Но не успела она договорить, как дверь отворилась и на пороге возник Стёпа.
– Ты почему не в школе? – удивился папа. – Урок только начался.
– Я… – Стёпа опустил глаза, – я уже домой захотел и… ушел.
– Стёпка, так нельзя, – мама подошла к сыну, – вернись, пожалуйста. Нужно досидеть до конца уроков.
– Это обязательно? – вздохнул Стёпа.
– Обязательно, – папа кивнул.
– А как узнать, что уроки окончены? – Стёпа посмотрел на маму.
– Ну, Анна Пална скажет вам: «До свидания».
Стёпа пошел обратно на опушку, ему уже не хотелось быть школьником, ему хотелось домой. Залезть бы сейчас к папе на колени и пить сладкий чай с медом прямо из его чашки. Но он был послушным ёжиком, поэтому снова занял свое место прямо перед Анной Палной.
– Дорогие дети, – говорила учительница, – очень важно, чтобы мы с вами были вежливы. Если вы хотите ответить – поднимите, пожалуйста, руку, если опоздали на урок – извинитесь. Уходя из класса, не забудьте сказать: «До свидания».
«Она сказала «до свидания», – обрадовался Стёпа, – значит, я могу идти к маме с папой». И он снова помчался домой.
– Стёпа, – позвала его Анна Пална, но ёжик уже не слышал ее, он бежал со всех лап.
– Ну, а что теперь? – удивилась мама, снова увидев его на пороге.
– Она сказала, мамочка, она сказала нам: «До свидания».
– А как она это сказала? – папа поставил на стол-пенёк дымящуюся чашку с чаем.
Стёпа опустил глаза:
– Она сказала, что, уходя из класса, мы должны прощаться.
Он сам, конечно, понимал, что не должен был убегать, но ведь она это сказала, а значит, он не ослушался родителей.
– Стёпа, вернись, пожалуйста, в школу, – вздохнул папа, – и останься там, пока все ученики не встанут из-за парт.
Стёпа кивнул, еще ниже опустил голову и медленно пошел обратно на опушку. «Эх, – думал он, – сейчас бы сесть дома у окошка, рисовать корабли и слушать, как мама напевает, выметая из углов еловые иголки».
Стёпа занял свое место перед Анной Палной, и она ничего ему не сказала. Учительница продолжила урок, объясняя, что они будут делать в этом году.
Кто-то слушал внимательно, вот змейка неподвижно замерла за партой, чтоб не пропустить ни одного слова. А другие крутились, желая поскорее сбежать с урока. Синичка, например, то и дело подпрыгивала от нетерпения.
– Если вдруг пойдет сильный дождь, – рассказывала Анна Пална, – нам с вами придется встать с мест и бежать под сосну. Вон туда, видите? – учительница указала на самое большое и старое дерево во всем лесу. – Давайте попробуем. Раз – два – бежим.
Тотчас дети покинули свои камушки и помчались к сосне. Всем было весело, звери хохотали. Послушный Стёпа поднялся со своего места последним и вновь побежал домой.
– Я встал самым последним, – еще с порога объявил он маме с папой.
– Вы репетировали, как будете прятаться от дождя? – догадался умный папа-ёж.
Стёпа молча кивнул.
Мама-ежиха схватилась за голову:
– Да что ж с тобой делать-то, сынок?
Ёжик прижался к маме:
– Хорошо бы меня покормить!
– Обед, Стёпа, у школьников после уроков, – засмеялся папа, – а не вместо, – он вновь поставил на стол нетронутую чашку с чаем и встал, – ну-ка, пойдем.
Ёж взял сына за лапу и повел его обратно в школу.
– Ты привыкнешь к Анне Палне, вот увидишь, она очень хорошая, – говорил он по дороге, – я сам у нее учился, когда был маленьким.
– А тебе разве не хотелось к маме? – спросил Стёпа тихо, ему было стыдно из-за того, что он не отсидел до конца свой первый в жизни учебный день.
– Сначала, конечно, хотелось, – кивнул папа. Они уже подходили к школьной опушке.
– И что ты делал?
– Я? – папа задумался.
– Он считал шишки под ближайшим деревом, – ответила за него Анна Пална, которая услышала их разговор.
Весь класс засмеялся.
Папа-ёж улыбнулся:
– Ага, точно. А я и забыл уже.
– Стёпа, твой папа потом всех учил считать шишки под деревьями. У него лучше всех получалось, – Анна Пална усадила ёжика на его место, – а твоя мама объясняла мне, как сворачиваться в тугой клубочек, мне было трудно, но я старалась. Ну, а ты?
– Что я? – удивился Стёпа.
– Чему ты хочешь меня научить?
– Я? – ёжик не верил своим ушам. – Разве не вы будете учить?
– Я тоже буду, – кивнула Анна Пална, – но представь, Стёпа, как мне было бы скучно, если бы этим в школе занималась только я. Всем весело и интересно каждый день что-то новое узнавать, а мне?
– И чему вы будете учиться в этом году? – Стёпины глаза загорелись интересом.
– Вот зайчик, – Анна Пална показала на Димку, – будет преподавать мне прыжки. Он здорово умеет, а я, – и учительница чуть-чуть подпрыгнула, вызвав смех учеников, – пока не очень.
– А я, – крикнул совенок, – объясню, как нужно крутить головой, – и он ловко повернулся к сидящему за ним бобренку.
– Ох, с этим у меня вообще беда, – покачала головой Анна Пална. Она попробовала повторить за совенком, но у нее совсем ничего не получилось. Ученики снова весело рассмеялись.
Стёпа задумался и наконец широко улыбнулся:
– Можно я научу вас свистеть? Я хорошо умею. Меня папа научил. Послушайте!
И ёжик залился чудесным музыкальным свистом. Его одноклассники захлопали от восторга.
– Замечательно, Стёпа. Я очень хочу так научиться! А теперь, – учительница посмотрела на ежа, – мне кажется, Стёпиному папе пора домой. А мы закончим наш урок.
Папа-ёж взглянул на сына, но тот даже не повернулся к нему, он думал о том, как будет учить Анну Палну ходить на передних лапах, а еще… точно! Составлять слово «школа» из живых червяков!
Больше Стёпа никогда не убегал с уроков, даже, наоборот, частенько задерживался у учительницы, у них были свои, чрезвычайно важные дела.
Вскоре мамы и папы первоклассников пришли в школу на родительское собрание. Когда папа-ёж занял свое место за партой, учительница закрыла последнюю проверенную тетрадь и тихонько засвистела. Она попадала не во все ноты.
– Мне надо больше тренироваться, – сказала Анна Пална сама себе.