Наталья Винокурова
День не удался прямо с утра, так считал Витя Смирнов. Сегодня в школу его провожала бабушка. Она всю дорогу до школы подгоняла Витю: торопись, давай быстрее, опаздываешь. И ещё ворчала, что он такой невнимательный, рассеянный, постоянно отвлекается. Только в школе была радость одна: пришёл друг и сосед по парте Артём Медведев.
– Наконец-то, ты пришёл! – обрадовался Витя.
– Да, самому надоело болеть, хорошо, что выписали. А то бабушка со мной как с маленьким, чуть ли не с ложечки кормит лекарствами, – проворчал Артём.
– Ох уж эти бабушки! – воскликнул Витя, вспоминая дорогу в школу. – Моя тоже провожает меня в школу как первоклассника! И ворчит, ворчит…
– А давай вместе будем ходить в школу, встречаться где-нибудь у киоска? – предложил Артём.
– Давай! Только надо с папой договориться. Если договорюсь, то завтра буду ждать тебя у киоска с журналами.
– Ладно, или я тебя буду ждать, – согласился Артём.
Прозвенел звонок на урок. Начался диктант.
– Пишем название диктанта: «Цирк». С новой строки, – диктовала учительница: «Семья Ивановых пошла в цирк. Папа купил всем мороженое. Мама, папа, Костя и Настя сидели…»
Витя старательно записал слово «сидели», как услышал резкое «Ка-р-р-р». Он посмотрел в окно. На дереве сидела стая воробьёв и галдела, а на соседнем дереве сидела ворона и смотрела на воробьёв. Воробьи снова громко зачирикали, и ворона, словно в ответ, каркнула на них. «Прямо как Светлана Петровна с нами», – подумал Витя и вспомнил, что не дописал предложение. Что дописывать, он не помнил, поэтому стал писать то, что диктует учительница.
– «…из ящика шарики и показывал собачке карточку, а она гавкала», – продолжала диктовать Светлана Петровна.
За окном снова громко закаркала ворона, словно, ругаясь. И Вите показалось, что это она ему что-то говорит. Он оглядел класс: все пишут, воробьи за окном кричат, чуть ли не дерутся. Беспокойная ворона снова каркнула. А Витя понял, что отвлёкся, и продолжил записывать то, что диктовали:
– «…что хочет стать дрессировщиком. И в следующие выходные семья Петровых снова пойдет в цирк». Точка, – закончила диктовать учительница. Тут прозвенел звонок с урока. Светлана Петровна собрала тетради и на перемене стала проверять их. Первая тетрадь оказалась Витина.
– Витя, что ты такое написал? – по мере чтения брови Светланы Петровны то поднимались, то опускались. – Витя, как ты слушал диктант, что написал такое?!
И Светлана Петровна стала зачитывать Витин диктант: «Семья Ивановых пошла в цирк. Папа купил всем мороженое. Мама, папа, Костя и Настя сидели, из ящика шарики и показывал собачке карточку, а она гавкала, что хочет стать дрессировщиком». Стоящие рядом ребята стали громко смеяться. Только Вите было не смешно, он и сам не мог понять, как такое написал?
– Неси, Витя, дневник, хочу побеседовать с твоим папой, – сказала учительница, ставя двойку в тетрадь.
Папу Витя очень любил и огорчать не хотел. Но когда папа пришёл в школу, Светлана Петровна стала всё папе выговаривать: что Витя не внимателен, считает ворон, отвлекается, и зачитала Витин диктант. Папа выслушал и решил провести вечером семейный совет.
Дома после ужина все сидели за столом и пили чай: мама, папа, бабушка, Витя и его старший брат Егор. Мамина любимица, терьер по имени Ёлка, сидела под столом возле Вити и выпрашивала вкусняшку. Папа допил чай и стал рассказывать о том, что его вызывали в школу, и что ему сказала учительница. Витя сидел, сложив руки на коленках, и не знал, куда смотреть, ему было неприятно и обидно.
– Я знаю, почему он такой. Он слабый, – сказал Егор.
–Я не слабый, у меня вон какие мышцы! – запротестовал Витя.
– Ты слабый, хочешь докажу? – настаивал брат. Мама, папа и бабушка переглянулись.
– Ну докажи…
–Ты слабый не мышцами, у тебя слабая воля, значит, слабый характер! – заключил брат.
– Что значит слабая воля? – переспросил Витя.
– А то! Вот как ты делаешь уроки? Сел, написал одно слово и тут же начал отвлекаться: то бежишь смотреть, что бабушка жарит, то в окно смотришь. Не можешь заставить себя сразу полностью выполнить упражнение. И по математике так же, долго сидишь, о чем-то думаешь, а не примеры решаешь. Вот если бы у тебя была сильная воля, то ты бы сел делать домашку и сразу всё сделал. Не отвлекаясь. Вот, – закончил речь Егор и обвел всех серьезным взглядом.
– И что же теперь делать? – расстроенно спросил Витя.
– Надо силу воли тренировать, – предложил Егор, – например: заставить себя сразу писать полностью хотя бы одно предложение, потом всё упражнение. И так укреплять силу воли. Или сразу решить все примеры по математике. А когда укрепишь силу воли, то сразу все уроки делать, а потом гулять смело.
– Я попробую, – вздохнул Витя.
– Не попробую, а сделаю! – поправил его брат. – Что ты пробовать собираешься? Суп? – Егор усмехнулся.
– Ладно, я сделаю сильной мою силу воли, – проворчал Витя.
– Я думаю, что Витя очень много ест сладкого, поэтому невнимательный и отвлекается. Наверно, надо его как то ограничить, – предложила бабушка.
– Я сам не буду есть конфеты, – буркнул Витя, ему было обидно, потому что он считал, что ест их мало. Пять, а может, десять конфет в день, разве это много?
– Совсем-совсем? – спросил Егор удивлённо.
– Э-э, – Витя понял, что поторопился с отказом, – нет, неделю.
–Так мало? – удивилась бабушка.
– Месяц, – скрепя сердце, ответил Витя.
– Хорошо. Все вопросы решили? – спросил папа, заканчивая семейный совет.
– Нет. Папа, можно я в школу буду с Артёмом ходить?
– А он выздоровел?
–Да, и я маленький что ли, чтобы меня бабушка провожала? Я большой, и хочу ходить с Артёмом! Можно? – попросил Витя.
Папа серьезно посмотрел на сына, потом на бабушку, которая была явно недовольна.
– Хорошо, только по той дороге, где ходил с бабушкой. И смотри внимательно по сторонам.
– Конечно! Мы встретимся у киоска с журналами и вместе пойдём. – Витя облегченно вздохнул.
– И позвони бабушке, когда дойдёшь до школы, – добавил папа.
На следующий день Витя подошёл к журнальному киоску, где его уже ждал Артём.
– Привет. Держи. – Артём протянул Вите шоколадку.
Витя посмотрел на шоколадку и с грустью вздохнул.
– Не, я буду силу воли тренировать.
– Зачем? – удивился Артём.
– Егор сказал, что у меня слабая сила воли. И вот теперь тренирую.
– Ну смотри, – Артём сунул шоколадку в карман, – как хочешь. А зачем её тренировать?
– Наверно, чтобы стать сильным, – неуверенно пробормотал Витя.
– А давай я тоже с тобой буду тренировать силу воли?
– Давай! – Витя обрадовался, ведь вдвоём веселее.
– А как ты её тренируешь?
– Ну, я стараюсь не отвлекаться, когда делаю уроки.
– Это я тоже смогу.
– Ещё не ем конфеты, держусь со вчерашнего вечера.
– Это сложно, – сказал Артём, а потом добавил, – давай лучше я не буду есть халву, я её всё равно не люблю. А долго ты не будешь есть конфеты?
– Месяц.
– Ого! Как же совсем без сладкого?
– А я буду тогда есть варенье, – нашелся Витя.
– Ладно, тоже попробую не есть конфеты, – согласился Артём.
– И я вчера так сказал, а Егор мне: «Что ты пробовать собрался, суп? Надо говорить – сделаю!» – передразнил брата Витя.
– Хорошо, сделаю, не буду есть конфеты, – торжественно, будто клятву, сказал Артём.
Когда до школы оставалось немного, Витя предложил:
– А давай будем помогать друг другу?
– Как помогать?
– Ну, если я отвлекусь, ты меня толкнешь или стукнешь тихонько, или знак какой-нибудь дашь, что я отвлекся. А если ты отвлечешься, я тебе скажу.
– Здорово придумал! – согласился Артём.
На первом уроке мальчики были очень внимательны. На втором стали отвлекаться. Несколько раз за урок получил Витя толчок в бок от соседа, когда отвлекался. Иногда и Витя замечал, что Артём отвлекается, и тоже толкал его в бок. Когда в очередной раз отвлекся Артём и Витя его толкнул локтём, то услышал:
– Смирнов и Медведев, что за поведение на уроке? – Светлана Петровна видела, что иногда мальчики толкают друг друга. – Слушаю тебя, Витя…
Витя встал и нехотя ответил:
– Мы договорились помогать друг другу, не отвлекаться, – мальчик помолчал, потом добавил, – и когда отвлекаемся, то толкаем друг друга.
– Хорошо, – согласилась учительница, – я тоже буду вам помогать: как увижу, что отвлеклись, так сразу вызову к доске.
– О, нет! – воскликнули хором мальчики. Артем схватился за голову руками, а Витя чуть не сел мимо стула. Им совсем не хотелось выходить к доске. Весь оставшийся урок мальчики боялись даже пошевелиться. Сидели прямо, как будто палку проглотили, и едва дыша, ловили каждое слово учительницы. А потом громко выдохнули, когда прозвенел звонок с урока.
Этот день был самым тяжелым. Ещё никогда они так внимательно не слушали Светлану Петровну. И оценки в конце урока были хорошими!
А вот дома помогать не отвлекаться от уроков было некому, пришлось справляться самому. Бабушка с собакой ушла в магазин, Егор был на учебе, и родители на работе. В квартире тишина. Съев бутерброд, Витя сел делать домашнее задание. Он достал учебники: математику и русский язык.
– Так, что там задано? – начал он говорить сам с собою. – Упражнение сто восемь, списать.
Прочитав задание, Витя начал списывать текст в тетрадь. Тут в комнате что-то громко щёлкнуло. Витя огляделся, но ничего не нашёл, что могло бы так щёлкнуть, и продолжил списывать. Но желание посмотреть, что щёлкнуло, осталось. Поэтому, написав ещё одно предложение, Витя встал и начал смотреть вокруг, но ничего не нашел и сел дописывать упражнение. Только дописал, как на кормушку за окном прилетели воробьи и стали громко чирикать. Витя засмотрелся на них. Вот один воробей заглянул в окно, увидел Витю, испуганно чирикнул и улетел. Остальные воробушки продолжили клевать. Мимо пролетела ворона и каркнула, Витя вздрогнул. «Ну вот, опять отвлёкся», – проворчал он и решил поставить будильник перед собой, чтобы было видно время. Завел будильник, чтобы зазвонил через полчаса, и услышал возню в коридоре.
– Витя, помой собаке лапы, – попросила бабушка, когда вошла в квартиру. Мамина любимица, терьер Ёлка, виляла хвостиком и подставляла под руку голову, чтобы погладили. Витя вымыл ей лапы и пошёл на кухню смотреть, что купила бабушка. Ёлка пошла за ним. Бабушка доставала из сумки продукты: хлеб, молоко, вермишель, вкусненького ничего не было. Витя хотел взять конфету в конфетнице и вспомнил, что от сладостей он отказался на месяц. Тогда мальчик заглянул в холодильник – может, там есть что-нибудь вкусненькое?
– Что ищешь? Иди делай уроки, я подогрею суп и позову. А что это звенит? – спросила бабушка.
Витя прислушался. Звенел будильник, заведённый на полчаса. Витя пошёл в комнату, выключил будильник, потом снова его завёл и сел доделывать домашнее задание. Собака села рядом со стулом и виляла хвостиком, зовя поиграть.
– Ёлка, иди к бабушке, потом поиграем, – Витя хотел, не отвлекаясь, сделать математику. Собака убежала, потом снова прибежала, неся в зубах мячик. Витя взял его, подошёл к двери и бросил мяч в другую комнату. Ёлка побежала за ним, а Витя быстро закрыл дверь, чтобы собака не зашла. Только сел за стол, как услышал скрежет когтей по двери и тявканье. Витя закрыл уши руками и стал читать задание. Потом прислушался: тишина, значит, собака убежала к бабушке. Мальчик прочитал задачу два раза, посмотрел в тетради и понял, как её решить. Хорошо, что слушали внимательно Светлану Петровну. Витя быстро решил задачу и столбик примеров, как прозвенел будильник: прошло ещё полчаса. Завёл будильник снова и ещё решил столбик примеров, прочитал заданную для чтения сказку и посмотрел на часы. Осталось пять минут до звонка. «Ура, я успел!» – обрадовался Витя и пошёл на кухню.
– Я всё сделал! – с гордостью сказал он бабушке, потом добавил, – и не отвлекался!
– Молодец! Садись кушать, – бабушка накрыла стол.
Вечером за ужином Витя рассказал папе, как смог не отвлекаться, заведя будильник. И как в школе они с Артёмом помогали друг другу, а про помощь от учительницы не сказал.
Каждый день домашнее задание Витя делал по часам. Ему даже понравилось так себя организовывать: ставить будильник и успевать делать урок до звонка. И когда в школе снова был диктант, Витя написал его на четыре. Просто забыл, как делать разбор слова.